Купить машину или ездить на такси

На фоне других стран в России люди неплохо обеспечены машинами. По статистике у нас каждый третий имеет свой автомобиль. Для сравнения, рядом с нами по рейтингу стоят такие не бедные страны, как Тайвань и Арабские Эмираты. Притом что у них зарабатывают примерно вдвое больше, чем в России. Возникает закономерный вопрос: а стоит ли нашему среднерусскому гражданину с обычной зарплатой так пыжиться ради покупки автомобиля? Оправдано это экономически или нет?

Во-первых, разберемся, сколько денег нужно «угрохать» на покупку своей машины. Средний ценник нового автомобиля в России сейчас составляет 1,1 млн. рублей. Есть регионы, которые сильно выбиваются из общего ряда. Это города Кавказа, где люди ездят преимущественно на отечественных машинах и платят за них немногим более полумиллиона рублей. Но есть Дальний Восток и Москва, где лидируют иномарки, причем с большой долей элитных, поэтому усредненная покупка упирается в 1,5 миллиона рублей. Выходит, что 1,1 миллиона это и есть наша «средняя машина по стране».

Во-вторых, к стоимости машины обязательно придется добавить сопутствующие расходы: страховку, налоги, бензин, ремонт. Страховые компании за машину стоимостью около миллиона возьмут никак не меньше 100 тысяч рублей (КАСКО+ОСАГО). Топливо это еще 150 тысяч в год — таковы данные последних исследований. Налог и ремонт для новенькой машины обходится не дороже 50 тысяч. Плюсуем их для круглого счета. Расходы на парковку сознательно выбрасываем. Это явление в основном касается Москвы. Итого,  300 тысяч поверх нашего миллиона.

Ну, и наконец, последнее — потеря стоимости. Машина это вам не недвижимость и даже не бабушкины бриллианты. Она гарантированно будет дешеветь. С той первой минуты, когда вы ее выкатили из салона, она уже становится дешевле новой процентов на 10. За 3 года (средний срок владения) эта разница достигает 30%, за 5 лет — 50%. Это значит, что вы ежегодно теряете около 100 тысяч рублей в период обладания машиной. Фактически это плата за пользование, такая же, как страховка, бензин и техобслуживание.

Теперь самое главное. Итак, у вас на руках 1,1 миллиона рублей и вы стоите перед выбором: брать или не брать машину. В первом случае вам придется вложить в нее еще 300 тысяч за первый год пользования (а потом еще 300 за следующий год и так далее). И на выходе все равно имеете 800 тысяч максимум (через 3 года) или около 600 (через 5 лет). Что получаете взамен? Сомнительный статус «автомобилиста» (есть о чем поговорить с коллегами на работе), нервотрепку из-за обладания дорогим имуществом и опыт вождения в окружении стада оленей и гаишников.

Второй вариант — положить свой миллион на депозит и пользоваться им как источником денег для своих транспортных нужд. По нынешним ставкам (средняя максимальная в банках — около 15%) на 1,1 миллионе можно зарабатывать по 14 тысяч в месяц, или 450 рублей в сутки. Для большинства городов России этого уже достаточно, чтобы ежедневно кататься на работу на такси. Добавьте сюда еще 400 тысяч, которые вы потеряли бы на обслуживании своей машины, и сумма вырастет до 1,5 миллиона, а размер дохода — до 600 рублей в сутки. Хватит, чтобы ежедневно ездить по городу минимум 3 раза. Причем совершенно не напрягаясь по поводу парковок, страховок и ПДД. Ведь у вас за рулем всегда — профессиональный водитель.


Выводы. Только финансово безграмотный человек станет покупать автомобиль, особенно если выбор делается по принципу «не хуже, чем у других». Имея собственную машину (обычную иномарку российской сборки), вы фактически тратите на проезд по 400 тысяч рублей ежегодно. Это неоправданно дорого даже для того, кто ездит только на такси. Если вы живете не в Москве, то услуги таксистов обойдутся вам в 150 тысяч максимум ежегодно. А значит, свой накопленный миллион вы сможете вложить во что-то действительно полезное: образование себе или детям, хорошую медицинскую страховку, покупку дома, свой или чужой бизнес, в накопления на старость, наконец.

Исключения

Очевидно, что не все автомобилисты в нашей стране рассекают на новеньких иномарках. Большинство покупок по-прежнему совершается на вторичном рынке. Но и там работает та же самая математика. Если у вас в городе ценник на такси не превышает 200 рублей, а ездить вам нужно регулярно, и общественный транспорт вас не устраивает, то ежегодные затраты на машину не должны превышать 150 тысяч рублей, или 12,5 тысяч в месяц. Это должен быть очень старый, не прожорливый и не застрахованный автомобиль. Попросту говоря, такой, который будет не жалко выбросить на свалку после нескольких лет использования.

Москва — еще одно исключение из общего правила. Такси в столице почти в 3 раза дороже, чем в других городах (550 рублей — средняя поездка). Но и автопарк в Москве подороже. Отказавшись от покупки своей машины, москвич потенциально становится обладателем вклада в 1,6 миллиона рублей, который будет приносить ему около 240 тысяч в год, или 700 рублей в день. Этого едва хватает, чтобы ездить в будни на работу. Для свободного передвижения, какую дает своя машина, придется добавить еще пару сотен тысяч из накопленных денег. Но это все равно выгоднее, чем обслуживание личного автомобиля (400 тысяч в год). Выбирая такси, вы оплачиваете только то время, когда машина в дороге и когда водитель работает на вас.

Третий особый случай это, если вы живете «на отшибе», куда такси ездят долго или дорого. Например, дом за городом требует постоянного ухода, привоза стройматериалов, садового инвентаря, а магазины и другие полезные заведения могут располагаться за тридевять земель от вашего участка. В этом случае, скорее всего, покупка машины окажется экономически оправдана. Ведь ездить придется часто и по сложным маршрутам.

По материалам Автостат, pwc, Яндекс.Такси

Реклама

Купить машину или ездить на такси: 6 комментариев

  1. «Только финансово безграмотный человек станет покупать автомобиль» — ну это уж слишком категорично и не очень то уважительно к читателям. У вас есть машина? Вы сами часто ездите на такси? Во-первых, я не знаю лично ни одного человека, который регулярно ездит на работу на такси. Пробки же утром, вы что не в Москве живете? А во-вторых, я лично знаю много людей, имеющих машины, но пользующихся метро для поездок на работу. А вот помимо работы: ночные гости, пикники, дачи, ашаны, икеи, мелкие переезды, поездки по подмосковью — вот для этого всего и пользуются машинами. И здесь такси совершенно бесполезно. Вы пробовали уехать на дачу на такси?? С баулами, продуктами, сумками? Пробовали?
    Написано хорошо, но не привязано к жизни.

    Нравится

    1. Я знаю людей, которые ездят на работу только на такси. Принципиально, чтобы не возиться со своей машиной. По пробкам так даже удобнее — такси можно бросить и поехать на метро. Свою машину абы где не бросишь. Ночные гости, пикники, путешествия и переезды это настолько редкие явления, что ради них покупать машину — полное безумие. Да и дача с Ашаном — слабый аргумент. Раз в неделю максимум, то есть 50 поездок за весь год. Машину покупают ради статуса и комфорта. По сути, это дорогая игрушка, а не необходимость.

      Нравится

  2. Покупка дорогой машины в кредит — это финансовая неграмотность. Автомобиль это средство передвижения, и он должен быть. Да, это определенные затраты, но новый автомобиль эконом класса не настолько обременителен чтобы отказываться от тех возможностей которыми он наделяет.

    Нравится

    1. Покупка любой машины это обременение. Вы платите за право считать её своей, и только. Такси дешевле и удобнее, в большом городе оно доступно всегда и везде. Чего нельзя сказать о своей машине: не всегда под рукой, не всегда в нужной форме, зато всегда привязывает вас к парковке, дому, ДТП, пробке и другим ненужным вещам.

      Нравится

  3. Вы меня извините, но отказываться от удобства пользования личным автомобилем в 21 веке это уж слишком. Насчет такси — не согласен что это всегда дешевле. Давайте посчитаем на своем примере: чтобы мне на такси доехать до работы нужно потратить 200 рублей в один конец. То есть туда — обратно выходит 400 р/день. В году приблизительно 50 рабочих недель по 5 рабочих дней, итого получается 50 X 5 X 400 = 100 000 рублей. Это я еще не брал в расчет что после работы как правило заезжаю в фитнес/ бассейн. На бензин у меня уходит где то 1000 рублей в неделю или 50 тысяч в год. Еще 50 на налоги, страховку, ТО. Итого получается что затраты приблизительно сопоставимы если не брать в расчет стоимость авто и его потерю в цене, но это уже «накладные» расходы. Единственная возможная альтернатива реально сэкономить это если только пересесть на общественный транспорт.

    Нравится

    1. В «накладных» расходах вся суть. Добавляйте ещё по 100 тысяч в год. Тогда математика будет честной. А такси в нашем веке с каждым годом все дешевле — мобильные сервисы развиваются очень бурно. Не удивлюсь, если через пару лет будем ездить на такси с автопилотах по цене обычной маршрутки. Ну, и зачем вообще тогда будет нужен «свой» автомобиль? Чтобы просто за баранкой посидеть?

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s